Default welcome msg!

Повышение качества подготовки специалистов с использованием средств генерации аудиоматериалов и восприятия материала на слух

В условиях современной экономики при ориентации страны на инновации и наукоемкие сферы производства достаточно актуальным может являться необходимость возможности качественного ускоренного потребления информации в процессе профессиональной деятельности или профессиональной подготовки.
Повышению качества профессиональной подготовки может способствовать оптимизация использования им времени. В качестве средства оптимизации может использоваться: прослушивание аудиокниг в процессе монотонной не требующей достаточного уровня сосредоточения работы или деятельности, развитие скоро чтения, оптимизация работы памяти, самообразование, обучение во сне.
В качестве другого способа оптимизации используемого времени может выступать изучение учебного материала посредством прослушивания изучаемого материала в виде аудиокниг.
С целью изучения преимущественно гуманитарного учебного материала и литературы, можно предложить использовать такой, простой на первый взгляд, способ потребления информации как простое прослушивание.
Актуальность такого способа может стать очевидной, если принять во внимание следующие аспекты:
1) появление портативных устройств воспроизведения звука и видео, обладающие следующими свойствами: объем памяти достаточный для хранения большого объема звуковой информации, достаточно продолжительная работа без подзарядки, возможность слушать воспроизводимый материал, не отвлекая окружающих посред-ством мини-наушников. Подобные аудиоустройства могут быть достаточно эффективны как средство самообразования без отрыва от обыденных дел и производства;
2) снижение привлекательности рабочих специальностей для людей с высшим образованием, в связи с появлением потребности 
в постоянном получении информации и монотонностью и не информативностью предлагаемой профессиональной деятельности, и как следствие не вызывающего достаточного интереса процесса труда.
Подобную проблему могло бы решить введение в использование на рабочем месте портативных устройств воспроизведения звука, содержащие обучающий аудио материал. Такое нововведение может не только повысить привлекательность работы, но и позволить специалисту планомерно повышать свой образовательный уровень, а также способствовать увеличению престижности рабочих специальностей. Рабочий при такой форме организации труда получает возможность в дальнейшем перейти на более наукоемкие сферы деятельности и при желании получить диплом об образовании, если будет проходить обучение на заочном отделении или дистанционно.
Для проведения такого самообразования могут подходить профессионально-озвученные и специально записанные посредством специальных аудио-программ аудиокниги и аудио спектакли.
Профессионально озвученные аудиокниги имеют в качестве положительной стороны приятное слуху звучание, передачу помимо смыслового содержания и эмоциональной информации, аудио спектакли при этом могут доставлять эстетическое удовольствие. 
Однако записанные через специальные программные средства аудио книги могут быть предпочтительными благодаря такой возможности как регулировка скорости воспроизведения текста. Эта возможность может позволить благодаря постепенному планомерному увеличению скорости воспроизведения текста повышать скорость восприятия материала без вероятно достаточного снижения качества воспринимаемого материала. Что позволяет достигнуть ускорения и увеличения объемов запоминаемого материала во времени. А также достижения определенных уровней саморазвития, перспектив ускорения развития и самообразования.
При этом увеличение скорости комфортного восприятия текста может повысить качество работы специалистов в некоторых областях деятельности, требующих хорошей реакции и достаточно большой скорости переработки информации.
При использовании описанного способа самообразования и саморазвития можно предложить использовать следующий график ускорения воспроизведения аудиокниг. В течение двух лет от начального 79 слова в минуту (включая предлоги) до 138 слов в минуту (ограничение большинства программ воспроизведения книг), а по достижении приведенного порога и последовательно до 237 слов 
в минуту (посредством использования программ обработки аудиофайлов). Таким образом, возможно увеличение скорости качественного восприятия текста в три раза.
При использовании предложенного плана ускорения восприятия информации при последовательном ускорении от 79 до 138 слов в минуту можно предложить прослушать около 27 книг (объемом от 100 до 1000 книжных страниц, шрифт 10, формат страницы А5). А от 138 до 237 слов в минуту около 54 книг, при последовательном планомерном увеличении скорости воспроизведения.
Таким образом, при последовательном увеличении скорости воспроизведения книг можно предложить использовать замедление последовательного прибавления скорости воспроизведения.
При этом удобно использовать постепенное ускорение в три слова в минуту при прослушивании от книги к книге при увеличении скорости от 79 до 138 слов в минуту, и на 1,5 слова при увеличении скорости воспроизведения от книги к книге от 138 до 237 слов в минуту. В зависимости от возможности человека возможно и большее ускорение качественного восприятия текста или не достижение указанных уровней скорости восприятия текста на слух. В этих случаях необходимо устанавливать скорости воспроизведения исходя из требования полного восприятия и понимания воспроизводимого текста без пропусков.
При наличии удобных специальных программ этот процесс можно сделать более равномерным. При этом программа для записи печатных книг в текстовом формате в звуковой файл должна иметь интерфейс достаточно удобный для планомерного увеличения скорости, и достаточной возможности ускорения воспроизведения текста. 
Параметры ускорения воспроизведения аудиокниг могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей человека и его уровня развития. Ускорение воспроизведения книг без снижения качества запоминания может быть и больше чем 237 слов в минуту, если позволяют возможности развития конкретного человека. Это же замечание можно отнести и к начальной скорости воспроизведения аудиокниг. Оно может быть как больше, так и меньше 79 слов в минуту. При выборе начальной скорости воспроизведения материала можно порекомендовать руководствоваться ощущениями комфорта прослушивания восприятия аудиоинформации.
При последовательном ускорении необходимо помнить о необходимости комфортности восприятия информации, т.е. чрезмерное повышение скорости воспроизведения, значительно опережающее уровень возможности качественного восприятия текста, может снизить не только качество запоминания, и понимания материала, но и качество увеличения скорости восприятия информации человеком. Однако дозированное опережение возможности комфортного восприятия текста при выборе скорости воспроизведения, может способствовать увеличению скорости качественного развития человека и скорости восприятия им информации на слух без снижения качества запоминания и понимания материала. Все параметры ускорения восприятия аудиоинформации можно порекомендовать соотносить 
с индивидуальными особенностями человека.
Ускорению качества восприятия человеком и качества использования им времени могут способствовать специальные программные средства, позволяющие автоматизировать все процессы от скорости воспроизводимого текста до скорости постепенного ускорения воспроизведения текста.
Повышению уровня комфортности прослушивания аудиокниг может помогать специальное, способствующая активации работы музыка, не содержащая слов, отвлекающих внимание человека. Прослушивание аудиокниг с интегрированной фоновой музыкой может не только доставлять эстетическое удовольствие, но и приводить 
к развитию эстетических способностей человека.
С целью оптимизации использования времени можно предложить интегрировать в записи аудиокниг специально подобранные фоновые внушения. Например, на улучшение памяти, здоровья и т.д. Подобные внушения могут иметь достаточный эффект при условии достаточно большого времени затрачиваемого на прослушивание аудиокниг.
Подобные внушения могут быть достаточно эффективными благодаря тому, что часть времени человек, использующий описанный способ самообразования может проводить в дороге (ходьба), 
занятия спортом (бег), при монотонной работе, способствующим достижению человеком измененного состояния сознания, которое может положительно влиять на качество производимых внушений (Т. И. Ахмедов).
Способ самообразования посредством прослушивания аудиокниг может быть достаточно актуальным в связи с наличием в жизни многих людей достаточно большого объема времени, ежедневно затрачиваемого на дорогу, приготовление и приема пищи, и другие монотонные дела, не требующие высокого уровня сосредоточения.
Достаточно актуальным этот способ может быть в среде профессий требующих регулярного отслеживания изменений в нормативных документах и журналах.
Для эффективного сохранения информации после изучения, ее необходимо повторять (Т. П. Зинченко, А. Смирнов, А. Бэддели). 
При использовании прослушивания аудиокниг в качестве способа повторения можно предложить изучение в течение достаточно продолжительного времени подборки книг на одну и ту же тему. При этом за счет повторения основ изучаемой темы в каждой книге будет осуществляться не едино разовое обращение к изученному материалу в различных лексических стилях изложения. Благодаря этому будет происходить повторение наиболее важного и основополагающего материала по рассматриваемой проблеме. Остальной материал, всегда в процессе профессиональной деятельности можно будет посмотреть в справочнике. 
При таком подходе будет приобретаться разносторонний взгляд на изучаемую проблему и рассматриваться мнения различных авторов, что может уменьшить вероятность получения некачественной или спорной информации.



Автор: к.п.н., магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Источник для научных ссылок:
Румянцев, С. А. 
Р86 Информационный консалтинг и теория и методика профессионального образования : учеб. пособие / С. А. Румянцев. – Пенза : Пенз. фил. РГУИТП, 2014. – 112 с.

Редактор М. Б. Жучкова Компьютерная верстка Д. Д. Аббясовой Подписано в печать 14.03.2014 г. Формат 60841/16. Усл. п. л. 6.51. Тираж 50. Заказ № 16. Отпечатано в издательском центре УНИВЕРСАЛ Пензенского филиала Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства 440026, г. Пенза, ул. Володарского, 6. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства» Пензенский филиал УДК Р86 Р е ц е н з е н т доктор технических наук, профессор кафедры «Управление информационными ресурсами» Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства (Пензенский филиал) Ю.Н. Слесарев кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии профессионального образования» Пензенского государственного университета Н. А. Лупанова В пособии рассматриваются базовые аспекты, история появления, цели, задачи, технологии информационного консалтинга. Особенности теории и методики профессионального образования как одного из вида информационного консалтинга. Рассматриваются вопросы использования информационных технологий в процессе преподавания и самообразования. Издание подготовлено на кафедре «Управление информационными ресурсами» пособие предназначено для студентов и бакалавров, обучающихся по профилям подготовки «прикладная информатика» и «бизнес информатика». Также может быть полезна обучающимся по другим профилям подготовки. УДК © Пензенский филиал Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства, 2014


Список литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. – М. : Академия, 1999. – 672 с.
2. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология / Б. Б. Айсмонтас. – М. : Владос, 2002. – 208 с.
3. Акмеология / под ред. А. А. Деркача. – М. : РАГС, 2002. – 650 с.
4. Ахмедов, Т. И. Гипноз: новейший справочник / Т. И. Ахмедов. – М. : Эксмо, 2005. – 608 с.
5. Ахмедова, А. М. Компьютерные технологии в инновацион-ной и педагогической деятельности : учеб.-метод. пособие / А. М. Ахмедова, Г. Р. Юнусова . – Казань, 2012. – 80 с.
6. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология / 
Н. В. Басова. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 416 с.
7. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров : педагогика третьего тысячелетия / В. П. Беспалько. – М., 2002. – 352 с.
8. Беспалько, В. П. Программированное обучение. Дидактические основы / В. П. Беспалько. – М. : Высш. шк., 1970. – 300 с.
9. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2001. – 304 с.
10. Бэддели, А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию / А. Бэддели ; пер. с англ. С. А. Могилевского. – М. : 
ЭКСМО-Пресс, 2001. – 320 с. (Мир психологии/Мир человека).
11. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга / И. В. Вачков. – М. : Ось-89, 1999. – 173 с. 
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991. – 467 с.
13. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики : собр. соч. 
в 6 т. Т. 2 : Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1982. – 504 с.
14. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики : собр. соч. 
в 6 т. / Л. С. Выготский ; под ред. А. М. Матюшкина. – М., 1983. – 
Т. 3. – 368 с. 
15. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики : собр. соч. 
в 6 т. Т. 4: Детская психология / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика., 1984. – 432 с.
16. Зиганов, М. А. Скорочтение: как научиться читать легко, продуктивно, быстро / М. А. Зиганов. – М. : Образование, 2001. – 480 с.
17. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. – 2-е изд., доп. испр. и перераб. – М. : Логос, 
2001. – 384 с. 
18. Зинченко, Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т. П. Зинченко. – СПб. : Питер, 2002. – 320 с. – (Мастера психологии). 
19. Кваша, Б. Ф. Информационные педагогические технологии / Б. Ф. Кваша, А. Б. Трофимов. – СПб., 1997. – 140 с.
20. Клацки, Р. Память человека: структуры и процессы / 
Р. Клацки ; под ред. Е. Соколова, пер. с англ. Т. Сидоровой. – М. : Мир, 1978. – 320 с.
21. Когнитивная психология памяти / под ред. У. Найсера, 
А. Хаймен. – 2-е междунар. изд. – СПб. : Прйм-евро-знак, 2005. – 640 с.
22. Когнитивная психология : учеб. для вузов / под ред. 
В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. – М. : ПЕРСЭ, 2002. – 480 с.
23. Кочетов, А. И. Педагогические технологии : учеб. пособие / А. И. Кочетов. – Славянск-на-Кубани, 2000. – 200 с. 
24. Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении / В.В. Краевский. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2005. – 256 с. 
25. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2004. – 940 с.
26. Крысько, В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В. Г. Крысько. – Минск : Харвест, М. : АСТ, 2000. – 384 с. – 
235 с. (Библиотека практической психологии).
27. Кукушкин, В. С. Дидактика (теория обучения): учебное пособие / В. С. Кукушкин. – М. : МарТ ; Ростов-н/Д : МарТ, 2003. – 368 с. (Педагогическое образование). 
28. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. – 464 с.
29. Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М. : Эксмо, 2005. – 992 с.
30. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 2 : Психология образования / Р. С. Немов. – 
4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2001.– 608 с.
31. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 688 с. 
32. Новые педагогические и инфо мационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под. ред. Е.С. Полат. – М. : Академия, 2001. – 272 с.
33. Общая психология : курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 448 с.
34. Основы психологии : практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. – изд. 3-е, доп. и переработ. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 704 с.
35. Острандер, Ш. Суперобучение 2000 / Ш. Острандер, 
Л. Шредер, Н. Острандер ; пер. с англ. Л. И. Катковская ; худ. обл. М. В. Драко. – Минск : ООО «Попурри», 2002. – 528 с. (Живите 
с умом). 
36. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – М. : Школа-Пресс, 2000 – 512 с.
37. Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. ; под ред. В. А. Сластёнина. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2006. – 368 с.
38. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. – М. : Академия, 1998. – 512 с.
39. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 608 с.
40. Педагогическая психология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. В. Клюевой. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
41. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. 
Б. М. Бим-Бад ; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
42. Петровский, А. В. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 2-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2000. – 512 с. 
43. Пидкасистый, П. И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. – М. : Педагогическое общество России, 1999. – 354 с. 
44. Пиз, А. Язык телодвижений / Алан Пиз. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. – 272 с. (Психологический бестселлер).
45. Подласый, И. П. Педагогика : новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн. 2 : Общие основы. Процесс обучения. / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
46. Подласый, И. П. Педагогика: новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 кн. Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 576 с.
47. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – 3-е изд. – М. : ЧеРо, 2002. – 816 с. (Хрестоматия по психологии).
48. Психология развития / Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова и др. ; под ред. Т. Д. Марцинковской. – М. : Академия, 2001. – 352 с. 
49. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с. 
50. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб., Москва, Харьков, Минск : Питер, 
2000. – 432 с. (Учебник нового века).
51. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб. : Питер, 2000. – 432 с. (Учебник нового века). 
52. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я. Л. Коломенский. – СПб. : Питер, 1999. – 416 с.
53. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие : в 2 кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 384 с.
54. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие : в 2 кн. Кн. 2 : Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / E. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 480 с.
55. Романова, Е. С. Психологические основы профессиографии / Е. С. Романова, Г. А. Суворова и др. – М. : МГПИ, 1990. – 142 с.
56. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Т. 1 (А-Л) / предс. науч.-редак. совета изд-ва А. М. Прохоров, гл. ред. А. П. Горкин, ред. коллегия: В. В. Давыдов, Э. Д. Днепров, В. П. Зинченко, И. С. Кон, В. Я. Лакшин и др. – М. : Большая российская энциклопедия, 1993. – 551 с.
57. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. Т. 2 (М-Я) / предс. науч.-редакц. совета изд-ва А. М. Прохоров, гл. ред. А. П. Горкин, ред. коллегия: В. В. Давыдов, Э. Д. Днепров, В. П. Зинченко, И. С. Кон, В. Я. Лакшин и др. – М. : Большая российская энциклопедия, 1999. – 865 с.
58. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000 – 712 с. (Мастера психологии).
59. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. / 
С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – Т. 2. – 322 с. 
60. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / 
С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – Т. 1. – 488 с. 
61. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М., 1973. – 423 с.
62. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, 
А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4-е изд. – М. : Школьная Пресса, 2002. – 512 с.
63. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 5-е изд. – М. : Академия, 2006. – 576 с.
64. Сластенин, В. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – М. : Академия, 2001. – 480 с.
65. Словарь психолога–практика / сост. С. Ю. Головин. – 
2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Харвест, 2003. – 976 с. (Библиотека практической психологии).
66. Смирнов, А. Память и ее воспитание : стенограмма публичной лекции, прочитанной в центральном лектории общества в Москве / А. Смирнов. – М. : Правда, 1948 г. – 31 с.
67. Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. – СПб. : Питер, 2002. – 592 с. (Мастера психологии).
68. Сохранов, В. В. Педагогические теории и системы (общие основы педагогики и теория обучения) : учеб. пособие для студентов физико-математического факультета педагогического университета / В. В. Сохранов, Л. Д. Гошуляк, Н. А. Лупанова. – Пенза : Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2001. – 54 с.
69. Сохранов, В. В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования / В. В. Сохранов ; под ред. Н. Ф. Радионовой. – Пенза : ПГПУ, 1996 г. – 121 с.
70. Сохранов, В. В. Формирование у учащейся молодежи опыта саморегуляции поведения / В. В. Сохранов, А. П. Шумилин, 
Н. Н. Коньков ; под ред. В. В. Сохранова. – Пенза, 1991. – 120 с.
71. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов / А. М. Столяренко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 423 с.
72. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 1997. – 736 с.
73. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. – 8-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 672 с. (Высшее образование). 
74. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 544 с.
75. Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 1997. – 512 с.
76. Хон, Р. Л. Педагогическая психология. Принципы обучения / Р. Л. Хон. – М. : Деловая книга, 2002. – 736 с. (Gaudeamus).