Default welcome msg!

Изгони застенчивость и выработай уверенность в себе, управляй своей жизнью, общайся (коррекция застенчивости)

 

По мнению Ф. Зимбардо застенчивость широко распространена в обществе. Большинство населения страдает или был когда-то застенчив. Застенчивость может являться проблемой, создающей сильный дискомфорт для большинства застенчивых людей. Можно рассматривать застенчивость как не только состояние человека к конкретный момент времени, но и качество личности.

Достаточную эффективность решения проблемы застенчивости может показать комплексный подход.

Можно выделить следующие уровни застенчивости:

1) Патология. Человек вообще не может контактировать ни с кем, кроме некоторых очень близких родственников.

2) Социальный барьер общения, который застенчивый человек никак не может преодолеть как ни старается.

3) Социальный барьер, который застенчивый человек может преодолеть, приложив некоторое усилие.

4) Человек легко общается, но все же чувствует некоторый дискомфорт и проявления застенчивости.

5) Человек может общаться, может легко это делает, но все же он чувствует, что для определенного социального контакта ему надо преодолеть некоторый барьер. Ему просто неохота действовать, преодолевать этот барьер.

6) Барьера нет, но человеку неохота, лень действовать.

7) Барьеров нет. Некогда действовать.

Незастенчивым человеком можно назвать человека у которого отсутствуют все коммуникативные барьеры, человек легко общается, идет на социальные контакты, при общении может сделать что угодно, лишь бы это было необходимо или рационально.

При работе с группой вначале работы можно порекомендовать подробно описать такого человека, приводить примеры эффективных социальных взаимодействий. Это может повысить и желание работать над собой, и являться мотивирующим фактором к дальнейшему саморазвитию тренирующихся.

Можно предложить следующий подход в решении проблемы застенчивости:

1. Коррекция причин застенчивости причин застенчивости и дискомфорта.

Достаточно эффективными средствами при решении проблемы застенчивости могут быть современные информационные технологии: компьютерные программы, и сеть Интернет. Можно предложить использовать заменители реального общения (чат, чат с веб-камерой, посещение сайтов знакомств) для повышения опыта и качества социальных взаимодействий лицом к лицу.

2. Собственно выведение из состояния застенчивости.

Коррекции застенчивости могут способствовать на данном этапе различные психологические тренинги, упражнения и задания:

1) Общение в сети Интернет и внутренней сети в компьютерном классе с членами своей психологической группы.

2) Просмотр видео сюжетов, где приводятся случаи, как проявления застенчивости, так и проявления социально смелых действий.

3) Медитация, самовнушения, гипноз.

4) Физические упражнения (танцы, боевые искусства).

5) Специальные упражнения и задания на социальные взаимодействия в составе группы, избавляющихся от застенчивости.

6) Разыгрывание различных жизненных ситуаций, как вызывающие положительные эмоции, так и отрицательные, а также нахождение нестандартных решений выхода из коммуникативных ситуаций. После проведения ряда тренингов можно будет предложить проводить тренинги за пределами аудитории: выполнение заданий на улице. Например, подойти к любому человеку и сделать вид, что узнал в нем знакомого и другие с постепенным возрастанием сложности задания.

7) Побуждение личности к применению различных социально-психологических «масок». На этом этапе следует проявлять особую осторожность, чтобы не допустить расщепления личности.

8) Работа с квестами, аниме играми симулирующими общение.

9) Голосовые упражнения (закричать как тигр, и т.д.).

10) Изучение методов самоконтроля, позволяющих контролировать свое эмоциональное состояние. Изучение и применение языка жестов и др.

3. Исключение дальнейшего появления и проявления застенчивости.

Основными способами коррекции могут выступать тренинги и упражнения, которые можно порекомендовать выполнять регулярно в течение оставшейся жизни. Основными критерием, на которые можно порекомендовать обратить внимание являются следующие:

а) максимальная эффективность;

б) минимальное количество времени необходимое на выполнение данных упражнений;

в) данные упражнения должны приносить не только пользу, но и удовольствие.

4. Профилактика застенчивости (для людей, не страдающих застенчивостью), а также

Важную роль в решении проблемы застенчивости может оказывать исключение возможности предпосылок ее проявления.

Анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические методы исследования, а также опыт собственной педагогической деятельности позволяет предложить следующие рекомендации по самостоятельной коррекции застенчивости.

    
  1. Вести дневник в которой описываются интересные ситуации. Например ситуации, когда застенчивость была преодолена с целью закрепления результата и дополнительного переживания ситуации. Ситуации же проявления застенчивости лучше можно порекомендовать не описывать. Можно описывать ситуации которые добавили коммуникативной мотивации, и имели сильно положительный эмоциональный эффект. Чтение в дальнейшем данного дневника может оказать положительное влияние на мотивацию к общению и дальнейшему саморазвитию. Этот дневник рекомендуется читать и представлять во всех подробностях все случившееся. Это можно порекомендовать делать регулярно и перед важными социальными контактами.

    
  2. Регулярно читать художественную литературу и периодику содержащую описание коммуникативных контактов подобных тем что можно рекомендовать записывать в своем дневнике.

    
  3. Можно порекомендовать использовать смех в качестве средства коррекции застенчивости: изучение юмористических монологов, чтение и прослушивание юмористических произведений. 

    
  4. Нестандартный и развязный (контролируемый) подход к общению и жизненным ситуациям. Тренировка развязности.

Важным средством коррекции застенчивости может выступать устранение причин застенчивости.

Застенчивость может иметь причины своего возникновения. Причинами застенчивости могут послужить различные факторы:

    
  1. Сексуальные отклонения (З. Фрейд). 

    
  2. Социальное внушение (Ф. Зимбардо). 

    
  3. Слабость в физическом отношении.

    
  4. Врожденные качества (Ф. Зимбардо).

    
  5. Социальное программирование(Ф. Зимбардо).

    
  6. Синдром первенства(Ф. Зимбардо).

    
  7. Неправильное сексуальное воспитание (Ф. Зимбардо).

Для того, чтобы избавится от застенчивости можно порекомендовать:

1) либо исключить данные обстоятельства, либо блокировать их средствами психологии;

2) компенсировать вред, нанесенный этими факторами.

Может наблюдается зависимость между культурой, финансовым состоянием общества, политическим режимом, законами.

Положительный эффект при коррекции застенчивости могут оказать тренинги застенчивости при работе с группой.

    
  1. Застенчивость может является сильным эмоциональным состоянием. Следовательно, если застенчивый человек немного успокоится и научится успокаиваться, то его застенчивость может ослабнуть. Если человек научится ослаблять эмоции или контролировать их в определенные моменты времени – это не только может позволить ему корректировать свое поведение, но и добиться в данной ситуации своих целей и не дать застенчивости помешать ему.

В качестве методов успокоения можно предложить применять: отвлечение, визуализацию, самовнушение, медитацию, гипноз, боевые искусства, телесно ориентированную терапию, массаж.

Застенчивость может затруднить не только разговорное общение, но и сковать движения застенчивого человека. Следовательно раскрепощение движений человека, можно оказать корректирующий эффект при борьбе с застенчивостью. Для этих целей можно успешно использовать танцы, боевые искусства.

 

    
  1. Одной из причин застенчивости может являться физическая слабость, отсутствие возможности защититься. Коррекции застенчивости может способствовать устранение факторов ее вызывающих. Следовательно, можно рекомендовать корректирующим застенчивость изучать системы самообороны, боевые единоборства, боевой спорт, боевые исскуства. В составе тренингов можно порекомендовать изучать каратэ (неспортивную форму), капойэру. Подобная деятельность поможет постоять за себя в опасной ситуации, и следовательно быть более уверенным в любой ситуации коммуникации. 

На тренингах можно применять например: формальные упражнения карате – ката; технику реального боя каратэ; движения и технику капойэры; элементы брейкданса; произвольные танцы по заданиям; танцы в парах; бальные танцы.

Также коррекции застенчивости может способствовать формализация посредством написания договора «сам с собой», в котором закрепить обязательства избавится от застенчивости в определенный срок срок.

Можно также предложить придерживаться рекомендаций по профилактике и предотвращения появления застенчивости, этому могут способствовать Рекомендации по коррекции застенчивости при повседневной коммуникации.

После прохождения тренингов можно порекомендовать продолжать упражняться в течение всей оставшейся жизни, дабы исключить возможность возвращения в исходное состояние.

Кроме того после прохождения курса коррекции застенчивости, можно порекомендовать регулярно применять знания и навыки приобретенные на тренингах и занятиях.

Мнение психологов расходится по поводу того может ли человек поменять темперамент в течение жизни. Если принять точку зрения, что темперамент в течение жизни не меняется, а например интроверты характеризуются направленностью на свой внутренний мир, то может стать очевидной возможность возникновения застенчивости, после ее коррекции. Первое время человек по инерции после тренинга легко общается, но в связи с направленностью на внутренний мир он мало времени проводит в обществе, забывает, те ощущения которые он испытывает в общении, теряет социальные навыки и постепенно возвращается к прежнему состоянию. Если же принять точку зрения об изменчивости темперамента, то интроверт в результате тренингов становится экстравертом, ему становится легче и интереснее общаться, но он продолжает жить в том же обществе, в том же доме, в той же социальной среде, с тем же материальным достатком – с теми всеми факторами, которые привели его в состояние застенчивости и не факт что он сможет их нейтрализовать и не вернуться в первоначальное состояние.

Упражнения можно порекомендовать подбирать удовлетворяющие следующим требованиям:

а) Максимальная эффективность.

б) Упражнения должны приносить не только пользу, но и удовольствие.

в) Минимальное количество времени необходимое на выполнение данных упражнений.

В этому случае удовольствие получаемое от упражнений может играть роль мотивационного фактора.

Минимальное количество времени необходимое на выполнение данных упражнений – может быть вполне вполне адекватный требованием в современном обществе, когда человек перегружен, на работе, на учебе, при наличии множества потребностей. На все выше перечисленные необходимо время. Вполне вероятно что у тренирующегося свободного времени может вообще не оказаться в достаточном количестве. Поэтому тренинги можно порекомендовать организовать так, чтобы они были частью его повседневности, чтобы, например выполняя свои обязанности по работе он мог одновременно тренироваться. Упражнения можно порекомендовать реализовывать так, чтобы они стали частью его повседневной жизни, стали его образом жизни.

Этому может способствовать использование системы самоконтроля. Например листа самоконтроля где отмечается в что делал человек в течении дня. Лист самоконтроля может представлять из себя сетку каждая клетка которой символизирует секунду жизни человека. На таком листе можно отмечать что человек делал и что планирует сделать различными цветами в определенных областях. Это может позволить эффективнее контролировать свое время, и контролировать, например как часто человек общается.

Вторым средством самоконтроля может быть распечатанный текст содержащий основополагающий сферы деятельности человека и области его саморазвития.

В подобных средствах самоконтроля могут вписываться например приказы себе, а также заметки и самонаблюдения. При этом можно порекомендовать строго следить за выполнением приказаний, которые человек сам себе делает.

В качестве примеров приказов способствующих коррекции застенчивости можно предложить следующие:

    
  1. Применять законы общения Дейла Карнеги во время повседневного общения.

    
  2. Изучать «Язык жестов и телодвижений» посредством чтения книги 3 минуты в день и наблюдениий в течение дня.

    
  3. Повторять все изученное ранее 5 минут в день.

    
  4. Читать художественную литературу описывающую коммуникации 10 минут в день.

    
  5. Играть в хинтай-аниме игры 10 минут в день.

    
  6. Общаться в чате 10 минут в день.

    
  7. Общаться на сайтах знакомств 40 минут в день.

    
  8. Осуществлять новое знакомство каждый день с представителем противоположного пола репродуктивного возраста.

    
  9. Находить нового знакомого каждый день.

    
  10. Выполнять упражнения, которые выполнял на тренинге 3 минуты в день и т.п.

Можно порекомендовать использовать в качестве критерия при формировании и выполнении подобных приказов – практико-ориентированный подход, то есть прочитал – представил – применил - повторил.

Предложенные алгоритмы коррекции застенчивости могут способствовать решению коммуникативных задач.

 

Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Литература:

    
  1. Вагин И.О., Мамонтов С.Ю. Практика эффективного поведения. – СПБ.: Питер, 2001. – 192 с.

    
  2. Зимбардо Ф. Застенчивость: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1991. – 208 с.: ил.

    
  3. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей; Пер. с англ./704 с.

    
  4. Пиз Аллан. Язык телодвижений. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.- 272 с. (Серия «Психологический бестселлер»).

    
  5. Психотерапевтическая энциклопедия/Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб: Издатель­ство «Питер», 2000. — 1024 с. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»)

    
  6. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений /Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. - 448с.

 

 

 

 

 

 

На тренингах можно применять следующие упражнения:

Первое упражнение: Танцы по заданиям.

1. Задние: по время танца участники должны делать самые безрассудные и смешные движения.

Все встают в круг: Один из тренирующихся показывает движение. Все в кругу повторяют. Затем следующий, рядом с ним стоящий показывает движение и т.д. 5-10 минут.

Тоже самое только после того как одни показал движение, все остальные делают это движение не вместе, а поочереди и все внимание сосредоточено на них.

Тоже самое что и в 1), только показывающий выходит показать движения в центр.

2. Аналогичные задания, только движения теперь по возможности красивые.

3. На столе показывают неполный стриптиз (только во взрослых группах, согласия всех членов группы, нежелающие могут покинуть на время выполнения упражнения помещение).

 

 

Второе упражнение: Использование «масок».

Участникам предлагается вспомнить беззастенчивых героев из фильмов, выбрать себе одного из них, и попробовать вести себя несколько минут как этот герой. Остальные участники помогают ему побыть в этой роли играя других людей из этого фильма.

Здесь могут быть следующие «маски» (роли):

1. Флетч.

2. Эйс Вентура.

3. Терминатор.

4. Другая на выбор.

При этом необходимо дать понять участникам, что неважно как играет плохо или хорошо – главное отвлечься от мыслей о себе.

Затем необходимо побеседовать с тренирующимися, о том как можно применять эти маски в жизни, в некоторых ситуациях.

 

Третье упаржнение: Мастерство коммуникации.

«ШECTЬ CПOCOБOB PACПOЛAГATЬ K CEБE ЛЮДEЙ:

 

Пpaвилo 1: Пpoявляйтe иcкpeнний интepec к дpyгим людям.

Пpaвилo 2: Улыбaйтecь!

Пpaвилo 3: Пoмнитe, чтo для чeлoвeкa звyк eгo имeни являeтcя caмым cлaдким и caмым вaжным звyкoм чeлoвeчecкoй peчи.

Пpaвилo 4: Бyдьтe xopoшим cлyшaтeлeм. Пooщpяйтe дpyгиx paccкaзывaтьвaм o ceбe.

Пpaвилo 5: Beдитe paзгoвop в кpyгy интepecoв вaшeгo coбeceдникa.

Пpaвилo 6: Дaвaйтe людям пoчyвcтвoвaть иx знaчитeльнocть - и дeлaйтe этo иcкpeннe»1.

Задание: Выучить эти правила. Потренировать их использование в беседе с членом группы.

Эти правила написанные на плакате весят на стене.

Члены группы встают в 2 ряда, лицом друг к другу.

Двое тренирующихся, оказавшиеся лицом к лицу, начинают применяют и тренируют все эти правила путем общения на свободную тему (если есть проблемы с темой тренирующимся ее подсказывает тренер):

    
  • по одному правилу поочереди, 

    
  • потом по 2 правила сразу, 

    
  • потом по 4 правила, 

    
  • все сразу.

Один заход – 2 минуты, потом звучит свисток, одни ряд смещается на одного человека вправо, задний, оставшийся один тренерующийся, перебегает вперед. Сначала акцентуируется внимание на каждое конкретное правило, когда пройдут все правила, начинают тренировать их сразу по 2 и т.д.

 

Четвертое упражнение: Пение.

    
  1. Все в группе поют песню, подпевая певцу, с записи.

    
  2. Тоже самое, но только используется караоке.

    
  3. Тоже самое, только теперь поют по 3 члена группы.

    
  4. Тоже самое, только по 1 члену группы.

    
  5. Тоже самое только без музыки.

 

Перед выполнением упражнения участникам разьясняется, что петь красиво не обязательно, важно отвлечься от мыслей о себе о то как выгляжу и т.п.

 

После выполнения этих упражнений группа разбивается на пары по половому признаку (по жребию):

    
  1. Петь песни под запись строчку мужчина (юноша, мальчик) строчку женщина (девушка, девочка).

    
  2. Аналогично под караоке (по ролям).

    
  3. Аналогично без музыки.

 

 

Пятое упражнение: Чтение по ролям.

Читается по ролям сначала комедийный текст, потом текст эротического содержания (при работе с людьми старше 16 лет).

Вначале просто читают, позже с выражением.

 

Шестое заадние: Маленький театр.

Разыграть какую-нибудь сценку.

Каждому участнику дается роль, текст, после чего под руководством тренера без подготовки разыгрывается сцена. При этом отдельные фрагменты переигрываются до достижения желаемого эффекта раскованности, сосредоточения на роли.

 

Седьмое заадние: Медитация и гипноз.

Перед началом упражнение необходимо сказать тренирующимся, что мозг частицу «не» не воспринимает и использовать ее запрещается.

 

1) Тренирующиеся произносят фразы характеризующие их уверенность в себе. При этом сначала использует слово «Я», тут же «Вы».

Например:

«Я уверен в себе.

Вы уверены в себе

Я прекрасно себя чувствую. Вы прекрасно себя чувствуете.

Я знаю что я делаю.

При общении я абсолютно спокоен.

Застенчивость отсутствует».

2) Тренирующиеся аналогично должны произносить фразы по очереди и никто не должен повториться.

3) Тренирующиеся рассаживаются на свои места. Находят у себя точку ниже пупка на 2 пальца. Закрывают глаза.

Сказать им: «Сосредоточьтесь на этой точке. Почувствуйте себя в центре всего что есть вокруг. Вы в центре все что вокруг окружает вас. Вы центр всего». Несколько раз.

4) Гипноз под запись.

5) Группа сидит на своих местах, если в школе то на своих местах за партами, если группа, то на стульях, образующих круг. Начиная с тренера начинаем произность фразы характеризующие беззастенчивость, уверенность, направленность на общение сначала себя, потом других членов группы. Например: Я уверен в себе. Вы уверены в себе. Подобные фразы произносят все в группе.

6) Группа встает в круг. Тренер берет мячь – бросает его комуто и говорит фразу характеризующую уверенность того, кому он бросает мяч.

7) Виртуальная дверь проходя которую человека чувствует что изменился, что вошел в мир где нет застенчивости, где он полностью уверен в себе. Это можно проделывать вместе со всей группой, когда каждый проходит свою дверь. Можно также, организовать так чтобы вся группа проходила через одну дверь. Желательно проделывать это упражнение регулярно, и в первом и во втором варианте.

За ней – зеленая трава солнышко светит

8) Представляем нашу застенчивость в виде чудовища. Потом «волшебной» силой воли превращаем ее в таракана. Ловим таракана рукой. Кладем воображаемого таракана на стол и давим.

 

Восьмое задание:

 

Изучаются позы уверенности в себе и закрытости.

 

Позы уверенности.

1. Одна кисть держит другую за спиной.

2. Американская поза уверенности– одна нога на другой.

3. Голова наклонена вбок – вы показываете заинтересованность.

4. Руки за головой.

5. Руки ковбоя – агрессивная сексуальная поза.

6. Расставленные ноги.

7. Деловой, нормальный и интимный взгляд.

8. Девушки - жесты прихорашивания, покачивание бедрами, взгляд искоса, полуоткрытый рот.

9. Поворот ног в сторону того с кем вы общаетесь.

10. Копирование жестов – зеркальное отражение.

11. Улыбка. (Алан Пиз)2.

 

Тренер объясняет группе, что необходимо использовать позы уверенности, в моменты проявления застенчивости (По мнению Алани Пиза не только душевное состояние влияет на позу человека, но и наоборот поза на душевное состояние).

 

Девятое задание:

Просмотр фильмов «Муравьи в штанах», «Американский пирок», «Флетч», «Флетч 2», «Маска» и обсуждение примеров из фильма проявления застенчивости, и беззастенчивости.

 

Десятое задание: Чат по заданиям.

Группа садится за компьютеры и выходит в Интернет. Выбирается какой-нибудь чат (например «Кроватка») вся группа входит в него. Ник лучше выбрать по порядку: номер и имя из четырех букв. (Сергей – 1Серж, 2Лена, 3Катя, 4Саша, 5Даша, Наташа – 6Ната и т.д.).

 

Сначала каждый выходит на кого-нибудь

1) Здоровается, обменивается любезностями.

2) Знакомится – спрашивает имя.

3) Договариваются о теме разговора.

4) Признаются в любви друг другу. (Игра). Общаются на тему любви.

Или выполняют другое задание тренера.

Потом выходят на других в этом чате. По аналогичной схеме.

Предупредить: Обязательно показать полную уверенность в себе.

 

Одиннадцатое упражнение:

Аналогичное упражнение только используется чат с вебкамерой.

 

Двенадцатое упражнение:

Членам группы раздается журнал «Супер». Каждый должен выбрать статью, которая после просмотра будет обсуждена группой.

 

Тринадцатое упражнение:

Члены группы играют в аниме-эротические-хинтай игры. Если есть вопросы по поведению героев игры, то тренер их разьясняет.

 

Четырнадцатое упражнение:

Тренирующие садятся на свои места. Они должны представить будто находятся одни в помещении.

 

Упражнение: Криковые упражнения.

Выполняется после четырнадцатого упражнения. Выполняются как группой, так и по одиночке в составе группы, когда все внимание членов группы направлено на тренирующегося.

Примеры:

    
  1. замычать как корова.

    
  2. как сова

    
  3. как курица

    
  4. как слон.

    
  5. как петух

    
  6. как ворона.

 

 

Упражнение: Письменный чат

Все пишут друг другу записки.

Предварительно даются задания – индивидуальные – например,

    
  • написать записку всем в класса, 

    
  • всем девушкам (женщинам, девочкам) в группе,

    
  • всем юношам (молодым людям, мужчинам),

    
  • конкретной девушке, юноше

 

При этом: Сначала в группе задания даются всем одинаковые, потом постепенно задания начинают различаться. Одному может быть дано задание признаться в любви например Тане, а тане предложить дружбу в ответ, другому участнику тренинга может быть дано задание просто написать всем о чем-то одном и т.д.

Задания выдаются тренером на сове усмотрение в письменном или набранном виде, другие участники группы не должны знать кому какое задание дано. Задания выдаются на основе наблюдений тренера за коррекционном процессом застенчивости, и в зависимости от силы последней на момент выполнения упражнения.

 

Задания:

    
  • Признаться в любви.

    
  • Познакомится (Если будет дано такое задание, то на время выполнения тренинга каждому участнику группы выдается новое имя.

    
  • Поговорить о учебе (работе).

    
  • Узнать время и т.д.

 

Данное упражнение может выполнятся во время уже выполнения других упражнения, требующих немного внимания от большинства членов группы, например во время караоке-пения одного из членов группы.

 

Упражнение:

Поработать ди-джеем, коммивояжером и т.п. Группа подигрывает.

 

Упражнение:

Выход с группой на дискотеки и подобные мероприятия. На этих мероприятиях каждому члену группы дается конкретное задание, например

    
  • подойти к той девушке и познакомится с ней;

    
  • подойти к юноше и заговорить с ним;

    
  • подойти спросить мнение;

    
  • поучавствовать в каком либо мероприятии.

 

 

Упражнение:

Вспомнить ситуацию проявления застенчивости из своей жизни, взять нескольких сверстников из совоей группы и рассказав что им делать или поручив это тренеру разыграть сложившуюся ситуацию.

Обсудить с группой данную ситуацию. Вместе решить как бы следовало поступить в этой ситуации.

Разыграть эту ситуацию уже с исправленным исходом.

Тоже самое можно сделать в воображении каждого из участников группы – при групповой работе.

 

Упражнение:

Дозвониться на телевидение, радио передать привет поговорить с ди-джеем, ведущим.

 

Упражнение:

Описать ситуацию проявления застенчивости и о своих переживаниях и чувствах в данной ситуации. Обсудить с группой данную ситуацию. Все это записывается на диктофон. Через 2 месяца работы с группой данная запись прослушивается и обсуждается с группой заново, каждый описывает свои чувства, подмечает что изменилось в его поведении.

 

Упражнение:

Учимся улыбаться, смеятся, смешить. Тренинг чувства юмора.

 

Упражнение: Выезд, применение социлаьных навыков в конкретной ситуации, например на улице.

Задания:

    
  • подойти к незнакомцу спросить который час;

    
  • подойти узнать где находится дом культуры;

    
  • спросить где находится нофелет;

    
  • подойти спросить рубль, нехватает мл.; 

    
  • подойти познакомися;

    
  • подойти к девушке пригласить на свидания;

    
  • подойти предложить выйти за сабя замуж и др.

 

Упражнение:

Ударный метод коммуникации. Человек должен отвлечься от своей застенчивости и быстро отвечать на любые вопросы других участников тренинга, практически не думая («... проявления З. можно скорректировать, ... включая в игры, где необходима инициатива, умение принять быстрое решение, проявить смелость...»3).

 

Упражнение:

Учиться мыслить рационально.

 

Упражнение:

Написать для себя правила общения на работе, учебе, с друзьями, что можно делать, а что нельзя.

 

 

 

Упражнение: Приглашение на танцы.

1)

а) Юноши приглашают девушек на медленный танец.

б) Девушки идут и приглашают юношей на медленный танец.

(Девушкам отказывать нельзя, также как и юношам).

2) Тоже самое только девушкам отдельно сказать, что первому они должны отказать. А второго согласиться. Как и юноши. Вежливо конечно.

3) Тоже самое только заранее выбирается один избранный(ая) и только на его предложение можно согласиться.

Потом проводится соответствующая работа и разъяснения.

 

 

Эти упражнения проделывается следующими двумя способами:

1) Когда действия которые необходимо выполнить идут по нарастающей, постепенно. То есть мы постепенно отодвигаем планку застенчивости.

Тренирующимся необходимо делать внушение и постоянно говорить – что бесконечного ничего нет и будет момент, когда эта планка, которая мешает на действовать исчезнет совсем, упадет в пропасть и полностью исчезнут коммуникационные барьеры.

2) Рывками – когда от тренирующегося требуется проделать упражнение или произвести коммуникационное действие, намного превосходящее его возможности на данным момент, то есть не отодвинут, а оттолкнуть планку застенчивости. Стресс вызванный этим социальным действием, может сильно помочь коррекции застенчивости, а также еще раз поможет понять и почувствовать нелепость своих страхов и барьеров.

Необходимо анализировать себя беспристрастно. Поменять угол зрения, точку зрения, взгляд на себя.

Человек учится рисковать и настраивать себя на риск. Вскоре для него это станет привычным и он сможет совершенно спокойно рисковать во время общения.

 

Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

 

 

 

Литература:

1. Современный словарь по педагогике/ Сост. Рапацевич Е.С., 2001

2. Зимбардо Ф. Застенчивость: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1991. – 208 с.: ил.

3. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей; Пер. с англ./704 с.

4. Пиз Аллан. Язык телодвижений. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.- 272 с. (Серия «Психологический бестселлер»).

5. Вульф Ш., Кунц К. 50 способов познакомиться и понравиться / Пер. с англ. Л.В. Шабада. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 224 с.

6. Вагин И.О., Мамонтов С.Ю. Практика эффективного поведения. – СПБ.: Питер, 2001. – 192 с. – (Серия «Сам себе психолог»).

7. Тодд Дж., Богарт А. К. Основы клинической и консультативной психологии / Пер. с англ. — СПб.: Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 768 с.

8. Тугушев Р.Х.

Системная персонология: качественный м количественный анализ. – Саратов, Изд.Гос УНЦ «Колледж», 1998. – 272 .

9. ХРЕСТОМАТИЯ ПО ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОТЕХНИКЕ

Редактор-составитель В.Ю.Баскаков

10. Йозеф Шванцара и коллектив авторов

Диагностика психического развития

Авиценум – медицинское издательство

Прага, 1978

11. Л. Д. Столяренко

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Издание второе, переработанное и дополненное

Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Ростов-на-Дону «Феникс» 1997

12. Розмари Смид

Групповая работа с детьми и подростками

Издательство “ГЕНЕЗИС” Москва, 1999

13. ИваЛкин В. С. Психологическое изучение школьников. — Владимир, 1990

14. Кьел  Рудестам. Группова психотерапия. Питер, СПб, 1998, с. 384.

15. Дэвид Майерс

Социальная психология.

Питер, СПб, 1999

16. Смид Р.

Групповая работа с детьми и подростками/ Пер. с англ.; -М.: Генезис, 1999. - 272с.

17. Бурлачук Л.Ф. и др.

Б91 Основы психотерапии: Учебн. пособие для студентов ву­зов, которые обучаются по спец. «Психология», «Соц. педа­гогика» / Л.Ф. Бурлачук, И.А. Грабская, А.С. Кочарян. — К.: Ника-Центр; М.: Алетейа, 1999. — 320 с.

18. Фопель К.

Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:

Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 3.— М.: Генезис, 1998.— 160 с.: ил.

19. Л. Первин, О. Джон

Психология личности: Теория и исследования/ Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна — М.: Аспект Пресс, 2000.— 607 с.

20. Изард К. Э.

И32 Психология эмоций/Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)

21. Ильин Е. П.

И46 Дифференциальная психофизиология. — СПб.: Питер, 2001. — 464 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

22. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов/Под ред. П75 проф. А-М. Столя1)енко. — М-: ЮНИТИ-ДАНА.,

23. Бухановский А. О. и др.

Общая психопатология: Пособие для врачей / А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М. Е. Литвак. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов к/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 1998.-416 с.: ил.

24. Менделевич В.Д

Клиническая и медицинская психология. Практическое руковод­ство. -М.: "МЕДпресс", 1999.-592 с.

25. Александров Артур Александрович

А 465 Современная психотерапия. Курс лекций — СПб.: «Академический проект», 1997 — 335 с.

26. Личко А. Е.

Психопатии и акцентуации характера у подростков

— Изд 2-е, доп и перераб — Л Медицина, 1983—256 с

27. Психотерапия: учебник (2-е изд.) / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб: Питер, 2002. — 672 с. — (Серия «Национальная медицинская библиотека»)

28. Психотерапевтическая энциклопедия/Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб: Издатель­ство «Питер», 2000. — 1024 с. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»)

29. Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных механизмов управления / Институт психологии РАН. Москва. Ярославль, 2000.284 с. Илл.

30. Кон И. С.

Дружба: Этико-психологический очерк

Москва, ИПЛ, 1997

31. Владислав Ильич Гинецинский
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. — 200 с. Тираж 700 экз.

32. Вильгельм Дильтей

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1894 (СПб.: "Алетейя", 1996) – 160 с.

33. Гейл Шихи

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ

ступени личностного роста

Издательство "Ювента". Санкт-Петербург, 1999

34. Д. Фейдимен, Р. Фрейгер

. Телесная терапия В. Райха

35. ДЖ.Стивенс

Приручи своих Драконов

36. Годфруа Ж. Что такое психология:  В  2-х т.  Т.  2:  Пер.  с франц.- М • Мир, 1992.-376 с., ил

37. Смид Р.

Групповая работа с детьми и подростками/ Пер. с англ.; -М.: Генезис, 1999. - 272с.

38. Ильин Е. П.

И46 Психология воли — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

39. Вайолет Оклендер.

Окна в мир ребенка.

Руководство по детской психотерапии.

Москва, Независимая фирма "Класс", 1997

40. Дорис Бретт. Жила-была девочка, похожая на тебя.

Психотерапевтические истории для детей.

Москва, Независимая фирма "Класс", 1996

41. Мэдисон Грэгори КАК затащить в постель женщину СВОЕЙ МЕЧТЫ. -Пер. с англ. - Новосибирск: Рекламное агентство "Мишель", 1996 c - 176 с. Smarty Press Publishing Group, Inc. Gregory Madison, 1996 c Перевод с английского Сигизмунда Суркова.

42. Ролло Мэй.

Искусство психологического консультирования. М, Независимая фирма "Класс", 1994 – 144 с.

43. Захаров А.И.

Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1993. —192 с.

44. Дорис Бретт. Жила-была девочка, похожая на тебя.

Психотерапевтические истории для детей.

Москва, Независимая фирма "Класс", 1996

45. Флемминг Фанч

Пути преобразования: Учебник по практическим техникам для содействия личностным изменениям/ Пер. с англ.—Киев: Д. А. Ивахненко, 1997.—400 с., илл.

46. Флемминг Фанч

Пути преобразования: Учебник по практическим техникам для содействия личностным изменениям/ Пер. с англ.—Киев: Д. А. Ивахненко, 1997.—400 с., илл.

47. Ирвин Польстер, Мириам Польстер

  Интегрированная гештальт-терапия

  Контуры теории и практики

  Москва, Независимая фирма "Класс", 1997

48. В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев

Психология человека

Введение в психологию субъективности

 Учебное пособие для вузов

49. Флемминг Фанч

Пути преобразования

Учебник по практическим техникам

для содействия личностным

изменениям

50. В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев

Психология человека

Введение в психологию субъективности

 Учебное пособие для вузов

51. Вайолет Оклендер.

Окна в мир ребенка.

Руководство по детской психотерапии.

Москва, Независимая фирма "Класс", 1997

52. Флемминг Фанч

Преобразующие диалоги: Учебник по практическим техникам для содействия

личностным изменениям/ Пер. с англ.--Киев: Д. А. Ивахненко, 1997.--400 с.,

илл.

53. Реан А.А., Коломенский Я.Л.

Социальная педагогическая психология. Питер, СПб, 1999, 416 с.

54. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов 0-28 /А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского.—3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986.—464 с., ил.

55. Адлер А.

О нервическом характере-

Под. ред. Э. В. Соколова / Пер. с нем. И. В. Стефанович —

СПб.: Университетская книга, 1997 — 388 .

56. Бурлачук Л.

Психодиагностика. — СПб.; Питер, 2002. — 352 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

57. Хьелл Л., Зиглер Д.

Х35 Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб: Питер Ком, 1999. — 608 с. — (Серия «Мастера психологии»).

58. Лабиринты   одиночества:   

Пер.    с   англ./Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского.— М.: Про­гресс, 1989.—624.

59. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений /Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. - 448с.

 

 



Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович