Default welcome msg!


Что же обозначают такие понятия как общение и коммуникация?


 В научной школе Б.М.Бим-Бада общение определяют как взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. При анализе общения выделяются его разные аспекты: «коммуникация» (обмен информацией), «социальная перцепция» (восприятие и понимание человеком), «интеракция» (взаимодействие). Практически общение выступает как совокупность этих компонентов.


 В большом толковом психологическом словаре коммуникация – это сообщение или фактическая информация, которые передаются.


 Открывая учебник «Психология» А.В.Петрашевского,М.Г.Ярошевского мы видим что общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

 Общение может выступать как:

 1)обмен информацией(вербальная и невербальная коммуникация).

 2)межличностное взаимодействие.

 3)понимание людьми друг друга.


Р.С.Немов определяет

общение как обмен информацией между людьми, их взаимодействие;

коммуникации как контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.


 В научной работе А.А.Реан ,Н.В.Бодровской,С.И.Розум.

Общение – это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности.

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Общение - это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей субъектов взаимодействия, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.


 В учебнике «Психология и педагогика» под редакцией А.А.Радугина.

Общение понимается как потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания – тип внутривидовых и межвидовых контактов характеризующийся тем что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа (организм с организмом), обменивающиеся информацией.

 Здесь выделяется 8 функций общения:

 1)контактная;

 2)информационный обмен сообщениями;

 3)побудительная стимуляция;

 4)координационная;

 5)понимание;

 6)эмотивное возбуждение;

 7)установление отношений;

 8)оказание влияния.


По моему мнению :

Коммуникация (в узком смысле) – это обмен информацией любого рода: данными, эмоциональной информацией, побудительной, координационной, возбуждающей, устанавливающей отношения, оказывающей влияние между взаимодействующими людьми; вербальной не вербальной; в виде звуковых волн , электромагнитного излучения и т.д.

 Т.к. общении – это в любом случае обмен какой-то информацией: данными, эмоциональной информацией, побудительной, координационной, возбуждающей, устанавливающей отношения, оказывающей влияние между взаимодействующими людьми;(вербальной - невербальной).

 А «социальная перцепция» (восприятие и понимание человеком), «интеракция» (взаимодействие) рассмотренные Б.М.Бим-Бадом; межличностное взаимодействие, понимание людьми друг друга рассмотренные в учебнике «Психология» А.В.Петрашевского,М.Г.Ярошевского тоже являются своего рода обменом информацией.

то по моему мнению, в психологии и педагогике такие понятия как общение и коммуникация лучше не различать и считать синонимами.






 Из многочисленных художественных произведений, научных работ, высказываний и т.п. можно выделить следующие основные принципы и правила общения или коммуникации, позволяющие наиболее положительно взаимодействовать с людьми.

Критерии, которыми необходимо постоянно следить в процессе общения или коммуникации типа я-он, я-они, я-толпа :

1. Наше психологическое состояние, чувства, мысли, речь.

 Мы должны наиболее полно соответствовать качествам, которые уважает и любит ваш оппонент (внешние, соматические, социальные, коммуникативные, материальные, душевные, духовные и др.). Т.е. должна присутствовать полная ориентация и настрой на собеседника, и само взаимодействие.

Отсюда вытекают такие критерии как

 1) уверенность,

 1.1) в себе.

 1.2) в достижении успеха.

2) информативность,

 2.1)передача собеседнику полезной или интересной ему информации.

 2.2)эмоциональная информация (те положительные эмоции, которые собеседник получает от общения с вами).

3) наша полезность

 3.1)как источник наслаждений

 3.1.1) от общения.

 3.1.2) сексуальных.

 3.1.3) эмоциональных.

 3.2) материальная.

 3.3) социальная.

4) безопасность.


2.Ощущения оппонента.

Собеседник должен ощущать в процессе взаимодействия с вами:

 1)Собственную значительность.

 2)Доброжелательную атмосферу (многие авторы для достижения этой цели советуют улыбаться, если это уместно).

 3)Открытость и честность по отношению к себе. (Мы сами действительно должны верить, по крайней мере, во время общения, во все то, что говорим оппоненту)

 4)Собственную безопасность.

 5)Оптимизм.

 6)Поддержку.

 7)Интерес к себе и своим проблемам.

 8)Общность.

3.Необходимо также следить за течением взаимодействия.

1)Диалог.

 1) Пусть больше говорит собеседник.

 2) Запрещается перебивать собеседника.

 3)Желательно передавать только интересующую собеседника информацию.

 4)Желательно говорить на языке партнера.

 5) Желательно подчеркивать общность с партнером.


2)Внушение собеседнику сознания его значительности.

 1) Как человеку, как личности.

 2) Во взаимодействии с нами.

1.1) Необходимо как можно чаще называть собеседника по имени.

1.2) Необходимо принимать сторону собеседника.

 1.2.1) Для этого необходимо проявлять уступчивость.

 1.2.2) Для этого необходимо смотреть на вещи со стороны собеседника

1.3) Необходимо проявлять неподдельный интерес к собеседнику.

 1.3.1) как к личности.

 1.3.1) к его проблемам.

1.4) Необходимо внушать собеседнику сознание его значительности, говоря ему о его успехах.

3) по мимо этого необходимо соблюдать дистанцию комфортного общения (расстояние между вами и собеседнико).



Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Источник: Личностно-ориентированное профессиональное образование: проблемы становления и перспективы развития: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 2003 г.) – Пенза: Приволжский дом знаний, 2003. – С. 192-194.