Default welcome msg!

 С.А. Румянцев (к.п.н)

 упражнения для снятия коммуникативных ограничений на психологических тренингах

 Пенза, ФГОУ ВПО Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (пензенский филиал)

 Проблема застенчивости и коммуникативных ограничений может быть достаточно актуальной для многих людей и создавать препятствия для достижения коммуникативных, личностных и профессиональных целей. Коррекцию застенчивости и коммуникативных ограничений можно проводить на тренингах. Можно предложить следующие упражнения, которые могут позволить ослабить застенчивость и ослабить коммуникативные барьеры.

 Примечание: Перед началом выполнения упражнения каждый из участников выбирает в качестве «якоря» сплетение пальцев руки и кодовую фразу, которую он будет произносить про себя либо сплетать пальцы, в те моменты тренинга, когда человек будет достигать по его мнению наивысшего положительного эмоционального состояния и раскрепощенности.

 Упражнение 1: Танцы по заданиям.

 1. Все встают в круг и начинают танцевать на месте под музыку. Во время танца участники должны делать самые безрассудные и смешные движения. Один из тренирующихся показывает движение. Все в кругу повторяют. Затем следующий, рядом с ним стоящий показывает движение и т.д. 5-10 минут. Музыка подбирается способствующая коммуникативному раскрепощению.

 Далее тоже задание, только после того как один показал движение, все остальные делают это движение не вместе, а по очереди и все внимание сосредоточено на каждом.

 Далее тоже задание, только показывающий выходит демонстрировать движения в центр круга.

 2. Аналогичные задания, только движения теперь по возможности красивые.

 3. На возвышении каждый имитирует вольный танец.

 Примечание: В случае если планируется длительный тренинг с большим количеством занятий, можно добавить достаточное количество упражнений наподобие игр используемых на взрослых вечеринках, описанных в достаточном количестве в литературе на соответствующую тематику или в сети Интернет. При отборе игр, можно порекомендовать преимущество отдавать именно тем играм, которые ставят играющего в неловкое положение, вызывают достаточное количество эмоций и веселья у тренирующихся.

 Упражнение 2: Использование «масок».

 Участникам предлагается вспомнить беззастенчивых героев из фильмов, выбрать себе одного из них, и попробовать вести себя несколько минут как этот герой. Остальные участники должны попробовать угадать изображаемого героя, после чего остальные участники должны активно помогать и подыгрывать, продолжая экспромтом сюжет с участием изображаемого героя.

 После того как каждый побывает в выбранной роли, тренинг повторяется, но выбирается авторитетная роль: вор в законе, царь и др. После чего выбирается роль удачливого любителя женщин (для мужчин) или соблазнительницы (для женщин).

 Можно предложить использовать следующие «маски» (роли): главный герой следующих художественных фильмов или сериалов «Флетч», «Эйс Вентура», «Мусорщик», «Иствикские ведьмы», «Курьер», «Детективное агентство Лунный свет»; роли которые играет Иван Охлобыстин и Роман Трахтенберг, «Антибиотик» из сериала «Бандитский Петербург 2»; Катя из сериала «Агентство НЛС»; Лестат из фильма «Интервью с вампиром», красноглазый демон из сериала «Сверхъестественное», кот и Коровин из произведения Булгакова «Мастер и Маргарита» и другие. Кроме того можно рекомендовать тренирующимся коллекционировать и систематизировать для себя эти роли, заимствовать (моделировать) их качества, и незаметно принимать те или иные роли время от времени в тех или иных подходящих для этого коммуникативных ситуациях.

 При этом необходимо дать понять участникам, что неважно как играет тренирующийся на тренинге плохо или хорошо – главное отвлечься от мыслей о том, как ты выглядишь в глазах толпы и решать поставленную задачу и получать удовольствие от общения.

 Затем необходимо проинструктировать тренирующихся о том, как можно применять эти маски в жизни, в некоторых ситуациях.

 Примечание: В случае если планируется длительный тренинг с большим количеством занятий, можно добавить достаточное количество упражнений заимствованных из литературы посвященной развитию актерского мастерства, риторике, ораторскому искусству, развитию чувства юмора.

 Упражнение 3: Мастерство коммуникации.

 Изучить «Шесть способов располагать к себе людей» [1] или другие рекомендации или правила из литературы соответствующего содержания. Задача приобрести навык их использования в беседе с членом группы. Кроме того правила можно порекомендовать разместить на плакате. Члены группы встают в 2 ряда, лицом друг к другу. Двое тренирующихся, оказавшиеся лицом к лицу, применяют и отрабатывают все эти правила путем общения на свободную тему (если есть проблемы с темой тренирующимся ее подсказывает руководитель): по одному правилу по очереди, потом по 2 правила сразу, потом по 4 правила, все сразу. Один заход – 2 минуты, потом звучит свисток, ряд смещается на одного человека вправо, оставшийся один в конце ряда перебегает в начало.

 Упражнение 4: Пение: все в группе поют песню, подпевая исполнителю, с аудиозаписи. Затем самое, но только используется караоке. Тоже, только теперь поют по 3 члена группы. Тоже, только по 1 члену группы. Тоже, только без музыки. Перед выполнением упражнения участникам разъясняется, что петь красиво не обязательно, важно отвлечься от мыслей о себе, о том, как человек выглядит со стороны и т.п. Далее группа разбивается на пары по половому признаку (по жребию). Выполняется задание петь по ролям за соответственно мужскую и женскую роль вместе с исполнителями с аудиозаписи. Потом поменяться ролями. Далее под караоке (по ролям). Потом без музыки.

 Упражнение 5: Чтение по ролям: читается по ролям сначала комедийный текст, потом текст романтического содержания. Сначала просто читают, позже с выражением и разыгрыванием ролей.

 Упражнение 6: Маленький театр: разыграть какую-нибудь сценку. Каждому участнику дается роль, текст, после чего под руководством тренера без подготовки разыгрывается сцена. При этом отдельные фрагменты переигрываются до достижения желаемого эффекта раскованности, сосредоточения на роли. Роль подбирается беззастенчивого, затем авторитетного человека, затем удачливого любителя противоположного пола.

 Упражнение 7: Медитация, самовнушение и гипноз:

 1) Группа сидит на своих местах образующих круг. Начиная с тренера произносятся фразы характеризующие беззастенчивость, уверенность, направленность на общение сначала себя, потом других членов группы. Фразы должны побираться короткие, точно передающие смысл, без частицы «не». Тренирующиеся должны произносить фразы по очереди и никто не должен повториться. Например: Я уверен в себе. Вы уверены в себе. Я прекрасно себя чувствую. Вы прекрасно себя чувствуете. Я знаю что я делаю. При общении я абсолютно уверен в себе.

 2) Тренирующиеся рассаживаются на свои места, получают задание найти у себя центр тяжести, мысленно поставить его в центре вселенной, представить, что все происходящее вокруг происходит исключительно ради них.

 3) Прохождение гипнотических сеансов руководствуясь либо установками с аудиозаписи либо голосом специалиста.

 4) Группа встает в круг. Тренер берет мяч – бросает его кому-то и говорит фразу характеризующую уверенность того, кому он бросает мяч, тренирующийся повторяет фразу и бросает мяч обратно.

 5) Представляется виртуальная дверь, проходя которую, человек должен целенаправленно почувствовать что изменился, что вошел в мир, где он уверен в себе, может позволить вести себя как угодно в любой коммуникативной ситуации, если это рационально. Это можно проделывать вместе со всей группой, когда каждый проходит свою дверь. Можно также предложить, организовать тренинг, так чтобы вся группа проходила через одну дверь. Можно порекомендовать группе проделывать это упражнение регулярно самостоятельно в дальнешем.

 6) Представляем нашу застенчивость в виде чудовища. Потом «волшебной» силой воли превращаем ее в таракана и давим ногой.

 При наличии достаточного количества времени можно рекомендовать и другие упражнения из литературы посвященной гипнозу, с внедрением установок на коммуникативную уверенность в себе в соответствующих ситуациях.

 Упражнение 8: Изучаются позы уверенности в себе и закрытости [2 и др.]. Тренер объясняет группе, что необходимо использовать позы уверенности, в моменты проявления застенчивости и избегать закрытых поз, когда необходимо ослабить коммуникативные барьеры.

 Упражнение 9: Просмотр нарезок из художественных фильмов и обсуждение примеров беззастенчивости. Отработка ролей из фильмов, моделирование удачливых беззастенчивых героев. Обсуждаются статьи из периодики описывающие реальные коммуникативные ситуации.

 Упражнение 10: Чат. Группа садится за компьютеры и выходит в Интернет. Выбирается какой-нибудь чат, вся группа входит в него. Ник чередовать сначала анонимный, идентифицируемый, например по порядку: номер и имя из четырех букв. Каждый выходит на кого-нибудь из группы, здоровается, обменивается любезностями, знакомится, обсуждает какую либо тему, признается в любви понарошку, общается на тему любви, и выполняют другие задания тренера по ситуации. Слушателей необходимо проинструктировать о необходимости показать полную уверенность в себе. Далее аналогичные упражнения, но с использование голоса, в последующих упражнениях с трансляцией видеоизображения с использованием видеокамеры.

 Упражнение 11: Члены группы играют в «хентай» и ролевые компьютерные игры. Игры подбираются по критерию: акцентирования внимания на общении героев.

 Упражнение 12: Криковые упражнения: выполняются как группой, так и по одиночке в составе группы, когда все внимание членов группы направлено на тренирующегося, при этом необходимо замычать как корова, крикнуть как сова, курица, петух, ворона и др..

 Упражнение 13: Записки: дается задание написать по записке каждому в аудитории, каждому конкретно, группе лиц, при этом записка вручается лично. Сначала в группе задания даются всем одинаковые, потом постепенно задания начинают различаться. Одному может быть дано задание, например признаться в любви, предложить организовать совместное предприятие, познакомиться и т.д. Задания выдаются тренером на свое усмотрение в письменном виде, другие участники группы не должны знать кому какое задание дано. Задания выдаются на основе наблюдений тренера за коррекционным процессом, и в зависимости от ее эффективности момент выполнения упражнения.

 Упражнение с целью экономии времени выполняется во время других упражнений, требующих неполного внимания от большинства членов группы.

 Упражнение 14: Изобразить из себя диджея, коммивояжера (что-нибудь несуществующее представляемое продать другому участнику группы), правозащитником в виртуальном суде и т.п.

 Упражнение 15: Выход с группой на массовые мероприятия. На этих мероприятиях каждому члену группы после общего инструктажа дается конкретное задание, например, подойти к конкретному представителю противоположного пола и познакомится с ним; подойти спросить мнение по какому-либо вопросу; поучаствовать в каком-либо мероприятии, например, выступить на сцене.

 Упражнение 16: Вспомнить ситуацию проявления застенчивости из своей жизни, взять нескольких сверстников из своей группы и распределив роли разыграть сложившуюся ситуацию. Обсудить с группой данную ситуацию. Вместе решить, как бы следовало поступить в этой ситуации. Разыграть эту ситуацию уже с исправленным исходом. Описание ситуаций записывается на диктофон. Через 2 месяца работы с группой данная запись прослушивается и обсуждается с группой заново, каждый описывает свои чувства, подмечает, что изменилось в его поведении.

 Упражнение 17: Тренировка улыбок, смеха, юмора.

 Упражнение 18: Выезд, применение коммуникативных навыков в конкретной ситуации, например на улице: подойти к незнакомцу спросить который час; подойти узнать где находится дом культуры;

 подойти познакомится и др.

 Упражнение 19: Ускоренная коммуникация: человек должен отвлечься от внутренних мыслей и быстро отвечать на любые вопросы других участников тренинга, практически не думая («... проявления З. можно скорректировать, ... включая в игры, где необходима инициатива, умение принять быстрое решение, проявить смелость...» [3]).

 Упражнение 20: Тренировка рационального, эмоционального, импульсивного мышления. Научиться представлять себя центром вселенной.

 Упражнение 21: Задание разработать для себя правила общения на работе, учебе, с друзьями, что можно делать, а что нельзя.

 Упражнение 22: Парные танцы: Юноши приглашают девушек, затем наоборот. В первом упражнении отказывать запрещается, после чего необходимо всем отказывать, после чего в произвольном порядке по заданию тренера написанному на листе бумаги. Далее выбирается заранее один избранный партнер и только на его предложение можно согласиться.

 Упражнение 23: Изучаются юмористические афоризмы на как можно большее количество коммуникативных ситуаций и отрабатывается их применение. После необходимой подготовки тренирующимся дается задание провести коммуникативный процесс таким образом, чтобы каждая новая реплика участника диалога начиналась с афоризма.

 Упражнение 24: Можно также рекомендовать использовать техники телесно-ориентированной терапии и массаж для снятия зажимов.

 Упражнение 25: Встать у источника воды и представить как поток воды уносит застенчивость и коммуникативные барьеры навсегда.

 Все перечисленные упражнения проводятся следующими двумя способами:

 1) Когда действия, которые необходимо выполнить идут по нарастающей, постепенно. То есть мы постепенно отодвигаем планку ограничений. Тренирующимся необходимо делать внушение и постоянно внушать – что будет момент, когда эта планка, которая мешает действовать исчезнет совсем, «упадет в пропасть» и полностью исчезнут коммуникативные барьеры.

 2) Рывками – когда от тренирующегося требуется проделать упражнение или произвести коммуникативное действие, намного превосходящее его возможности на данным момент, то есть не отодвинуть, а оттолкнуть планку ограничений. Стресс, вызванный этим коммуникативным взаимодействием, может способствовать коррекции застенчивости, а также понять и почувствовать нелепость своих страхов и барьеров общения.

 Упражнения располагаются в порядке возрастания сложности для тренирующихся, вначале тренинг курса наиболее простые, к концу требующие максимального усилия воли; кроме того они должны дополняться на отдельных этапах упражнениями по виртуальному избавлению от негативных эмоций и зажимов различными образными способами и самовнушениями; также на отдельных этапах тренинга должны присутствовать упражнения развивающие коммуникативные навыки и чувство юмора тренирующегося.

 Можно предложить рекомендовать тренирующимся анализировать себя беспристрастно, поменять угол зрения, взгляд на себя, учиться рисковать и настраивать себя на риск. В последующем для него это может стать привычным, и он возможно сможет часто рисковать во время общения, после соответствующей тренировки и перестать бояться попадать в неловкие ситуации и грамотно из них выходить.

 Кроме того можно предложить рекомендовать тренирующимся в последующем регулярно повторять предложенные упражнения, желательно каждый день по определенным установленным для себя нормативам, совершенствуя достигнутый уровень коррекции застенчивости и не допуская регресс.

 Можно рекомендовать поддерживать себя в качественной коммуникативной форме, увеличить число успешных беззастенчивых людей среди своих знакомых, стараться заимствовать (моделировать) необходимые качества личности этих знакомых.

 Можно порекомендовать направлять клиентов так, чтобы беззастенчивое поведение и саморазвитие в коммуникативном направлении стало для них образом жизни.

 Приведенные упражнения и рекомендации могут способствовать саморазвитию человека, снижению или избавлению от коммуникативных барьеров, коррекции застенчивости.

Литература:

    
  1. 

     Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей; Пер. с англ./704 с. 

  2. 
  3. 

     Пиз Аллан. Язык телодвижений. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.- 272 с. (Серия «Психологический бестселлер»). 

  4. 
  5. 

     Современный словарь по педагогике/ Сост. Рапацевич Е.С., 2001. 





 Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович

Румянцев С.А. Упражнения для снятия коммуникативных ограничений на психологических тренингах // Молодежь. Наука. Инновации: Труды VI международной научно-практической интернет-конференции / Под. ред. Г.К. Сафаралиева, А.Н. Андреева, В.А. Казакова — Пенза: Издательство Пензенского филиала ФГБОУ ВПО «РГУИТП», 2013-2013. - 454 с. С. 293-295.