Внедрение маркетинговых технологий в практическую деятельность организаций посредством формирования у будущих
специалистов готовности проявления способностей осуществления синергизма маркетинга знаний и эффективного маркетингового
анализа в условиях ограниченной информации
Румянцев С.А.
В современных условиях необходимы сформированность у специалиста способности осуществлять синергизм маркетинга знаний и возможность осуществления специалистом эффективного маркетингового анализа в условиях ограниченной информации. Эффективность работы специалиста может иметь предпосылкой эффективную профессиональную подготовку, адекватную сфере будущей профессиональной деятельности, чтобы уменьшить время необходимое для адаптации молодого специалиста к условиям труда и условиям которые перед ним ставит профессиональная деятельность.
В связи с изменениями содержания социально-экономических отношений в обществе и деятельности образовательных учреждений на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Процесс реформирования системы образования предполагает обеспечение качественной подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности, осуществление которой основывается на творческом подходе преподавателя к формированию у них профессионально значимых компетенций.
Сложившаяся ситуация требует формирования у будущего специалиста в стенах вуза необходимых для профессиональной деятельности свойств личности, умений и навыков.
Способность специалиста осуществлять эффективный синергизм маркетинга знаний и маркетинговый анализ в условиях ограниченной информации может напрямую зависеть от возможности быстрого осуществления специалистом эффективного самообразования и саморазвития в процессе профессиональной деятельности.
С целью актуализации и выявления необходимых для профессиональной деятельности свойств личности, умений и навыков нами были проведены анализ и синтез научного знаний и проведено специальное исследование необходимых и актуальных свойств личности, умений и навыков необходимых специалисту в процессе профессиональной деятельности.
В результате проведенного анкетирования будущих специалистов удалось выяснить, что.
- 95,9% будущих специалистов хотели бы обладать знаниями, которые могли бы повысить эффективность их самообразования. 93,8% будущих специалистов хотели бы обладать знаниями, которые могли бы повысить эффективность их саморазвития; 84,4 % будущих специалистов ставили перед собой задачу повысить эффективность своего самообразования. 87,9 % будущих специалистов ставили перед собой задачу повысить эффективность своего саморазвития;
- Только 33,3% будущих специалистов считают, что могут эффективно организовать свое самообразование. 46,9 % будущих специалистов считают, что могут эффективно организовать свое саморазвитие. 87,5% - занимаются саморазвитием в процессе самообразования. 41,9% будущих специалистов не занимаются саморазвитием вне самообразования. 56,3% будущих специалистов считают необходимым ежедневное самообразование.
- 97% будущих специалистов выделяют в качестве причины трудностей при самостоятельной организации саморазвития - отсутствие теоретической и практической подготовки к саморазвитию. Аналогично - 83 %
будущих специалистов в качестве причины трудностей организации самообразования видят отсутствие теоретической и практической подготовки к самообразованию.
Таким образом в результате опроса, будущие специалисты заявили, что хотели бы обладать следующими профессионально значимыми свойствами и качествами личности, навыками, умениями и способностями: «умение быстро реагировать на изменение ситуации, коммуникативные качества, высокая скорость набора на клавиатуре, быстрое чтение, быстрое запоминание учебного материала, умение держать себя в руках, хорошее знание компьютера и умение им пользоваться, развитая воли, способность быстро переключаться с одного дела на другое, умение быстро запоминать, быстро писать, хорошая переключаемость внимания, умение доводить начатое до конца, самоконтроль, воля, коммуникабельность, настойчивость, скорочтение, хорошо разбираться в Интернете и др.». Приведенные будущими специалистами профессионально значимые свойства и качества личности, навыки, умения и способности как раз могут определять эффективную профессиональную деятельность специалиста в области синергизма маркетинга знаний и маркетингового анализа в условиях ограниченной информации.
Эффективность работы специалиста, позволяющая качественно осуществлять эффективный синергизм маркетинга знаний и маркетинговый анализ в условиях ограниченной информации может быть определена возможностью специалиста алгоритмизировать свою деятельность, по решению конкретной задачи. Например, будущие специалисты, обладающие положительной устойчивой мотивацией к саморазвитию, вырабатывают алгоритм изучения материла. По результатам опроса, можно сделать вывод, что часть будущих специалистов (54,4% опрошенных) составили для себя определенный алгоритм изучения материала. Увеличение количества специалистов способных к алгоритмизации своей деятельности может способствовать повышению эффективности деятельности специалистов, позволяющей качественно осуществлять эффективный синергизм маркетинга знаний и маркетинговый анализ в условиях ограниченной информации.
В результате можно выделить следующие показатели готовности будущих специалистов к осуществлению эффективного синергизма маркетинга знаний и маркетингового анализа в условиях ограниченной информации.
1. Показатели проявления основных психологических свойств: памяти, воли, логического мышления, интеллекта.
2. Личностные качества: самостоятельность, уровень развития уверенности в себе, в своих силах, наблюдательность и сообразительность.
3. Навыки и умения, необходимые специалистам.
3.1. Готовность к сосредоточению и вниманию.
3.2. Готовность к самоуправлению, самодисциплине, самоорганизации.
3.3. Готовность к самоконтролю, саморегуляции.
3.4. Готовность к структуризации, систематизации, организации.
3.5. Готовность к работе за компьютером и с информационными технологиями.
3.6. Готовность к поиску информации.
3.7. Готовность скорочтения.
3.8. Умение проявлять метапамять.
3.9. Готовность к коммуникации и общению. Наличие коммуникативного контроля в общении.
4. Личностный показатель: профессиональный интерес.
Приведенные показатели готовности будущих специалистов к осуществлению эффективного синергизма маркетинга знаний и маркетингового анализа в условиях ограниченной информации можно использовать в процессе подготовки будущих специалистов и принятии решения о приеме на работу по соответствующим направлениям деятельности.
Эффективность подготовки будущего специалиста должна основываться на побуждении, подготовке, руководстве, сопровождении профессионального саморазвития будущего специалиста со стороны преподавателя, использовании и генерации будущими специалистами алгоритмов осуществляемой деятельности. Продвижение будущего специалиста последовательно с более низкого уровня на более высокий должен сопровождаться уменьшением влияния преподавателя. В связи с этим можно выделить следующие три уровня влияния преподавателя на будущего специалиста:
1) преподаватель на основе определенной совокупности умений, может побуждать, формировать готовность, руководить, педагогически сопровождать профессиональное саморазвитие и самообразование будущего специалиста. Под его руководством проводятся тренинги; проходит обучение условиям эффективного самообразования, условиям эффективной работы памяти;
2) на втором уровне влияния – преподаватель может проводить тренинги и побуждать будущего специалиста к алгоритмизации деятельности, может осуществлять педагогическое сопровождение деятельности будущего специалиста;
3) на третьем уровне преподаватель должен переходить к побуждению будущего специалиста к самостоятельному и творческому использованию алгоритмов деятельности, профессиональному саморазвитию и самообразованию.
Теоретическая и практическая основа формирования готовности будущих специалистов к осуществлению эффективного синергизма маркетинга знаний и маркетингового анализа в условиях ограниченной информации должна включать в себя следующие элементы.
-
Теоретическая подготовка.
-
Изучение будущими специалистами условий эффективного самообразования, условий эффективной работы памяти и способов их выполнения.
-
Приобретение навыков поиска и работы с материалом, структуризации, систематизации, организации, разбиения по смыслу материала, приемов скоростного чтения.
-
Использование алгоритмов.
-
Изучение предлагаемой литературы.
-
-
Практическая подготовка.
-
Практические занятия, на которых практически изучаются различные алгоритмы, методы, способы профессиональной деятельности.
-
Практические занятия по использованию навыков структуризации, систематизации, организации, разбиения по смыслу материала, навыков поиска и работы с материалом.
-
Выполнение следующих условий эффективной профессиональной деятельности может способствовать повышению качества осуществления синергизма маркетинга знаний и маркетингового анализа в условиях ограниченной информации.
1. Саморазвитие качеств, свойств будущих специалистов и навыков самостоятельного изучения, сохранения и переработки информации с привязкой к познавательной деятельности.
2. Эффективная самостоятельная познавательная деятельность. Повышение эффективности самостоятельной познавательной деятельности требует обучения эффективной организации самообразования и развития навыков так как будущие специалисты в большинстве своем не обладают ни навыками, ни умениями саморазвития, самостоятельной работы, самостоятельной познавательной деятельности и самообразования: «по обобщенным данным М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, 45,5% студентов признают, что не умеют правильно организовать самостоятельную работу; 65,8% опрошенных вообще не умеют распределять свое время; 85% не думают, что его можно распределять» [4,255]. Такая работа по повышению эффективности самообразования и саморазвития, кроме всего прочего, может повысить профессиональную привлекательность будущего специалиста в виду повышения самостоятельности человека.
3. Рациональная интенсификация познавательной деятельности.
С целью повышения эффективности, можно предложить проводить самообразование на максимально возможной скорости с максимально возможным качеством, чему может помочь изучение и внедрение использования и учитывания в процессе организации своей познавательной деятельности условий эффективной работы памяти, изучения, сохранения, воспроизведения и работы с информацией и дополнительное развитие памяти, скорочтения: «В разработанной экспериментальной системе развивающего обучения, по Л.В. Занкову, заложены следующие принципы: — принцип обучения на высоком уровне трудности. Его реализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений» [4,117].
Такая работа может способствовать не только сиюминутному повышению качества работы, но планомерному профессиональному развитию специалиста в долговременном периоде: «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» [2,231].
4. Максимальное и интенсивное использование возможностей будущего специалиста в ходе познавательной деятельности.
Работая на пределе возможностей и на незначительное время превышая свои возможности своего уровня развития, будущий специалист можем тем самым добиться сдвига ограничений сенсорных возможностей, возможностей памяти, скорости чтения, поиска информации и др. в сторону их увеличения, повышения скорости и качества работы, то есть повысить свою профессиональную готовность: «Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развитие обучения, по Л.С. Выготскому» [4,122].
Уплотнение, ускорение и повышение качества процесса познавательной деятельности приведет к повышенному количеству информации, обрабатываемой и сохраняемой мозгом, и, как следствие, может привести к появлению способности к эффективному синергизму маркетинга знаний и маркетингового анализа в условиях ограниченной информации. Поэтому можно предложить создавать и использовать алгоритмы, которые будут заботится о повышении эффективности запоминания материала.
Для возможности такой работы человек должен пройти определенную подготовку. Для обеспечения эффективности такой подготовки необходимо выделить из научной литературы условия эффективной работы памяти и условия эффективной познавательной деятельности будущего специалиста, которые в процессе профессиональной деятельности могли бы использоваться с целью самокоррекции.
Анализ научной литературы [4,256-257] и др. позволил выделить следующее деление условий эффективной познавательной деятельности будущих специалистов и как следствие условий эффективного синергизма маркетинга знаний и маркетингового анализа в условиях ограниченной информации.
1. Условия эффективной работы памяти (изучения, повторения, сохранения, воспроизведения материала).
2. Условия и способы эффективного скорочтения.
3. Условия и способы эффективной работы с информацией (поиск, переработка информации).
Условия эффективного поиска информации можно предложить с целью повышения достоверности и повышения практикоориентированности выводить каждому будущему специалисту, включенному в познавательную деятельность для себя самостоятельно исходя из условий труда, материальных возможностей, уровня образования, уровня имеющегося развития, доступности информации (библиотеки, Интернет), владения техническими средствами (компьютер, видео-фото техника, диктофоны и т.п.). В общем, в связи с развитием информационных технологий повышению эффективности познавательной деятельности может послужить владение компьютером и информационными технологиями, а также использование их при познавательной деятельности.
4. Совершенствование саморегуляции.
Совершенствование саморегуляции способствует повышению эффективности саморазвития и самообразования, развитию личности: «Состояние комфортности, удовлетворенности и ситуативного покоя – показатель реализованной саморегуляционности, возникающее при реализации потребности /личностное саморегулирование/ и при реализации социальной обязанности /профессионально-педагогическое саморегулирование/. Последнее способствует развитию личности» [7,29]. Следовательно, достаточно высокий уровень саморегуляции способствует повышению качества профессиональной деятельности.
5. Саморазвитие воли будущих специалистов.
6. Использование самоинструктажей. С целью направления деятельности, побуждения будущих специалистов можно порекомендовать будущим специалистам использовать самоинструктажи перед началом познавательной или профессиональной деятельности. Самоинструктаж может включать в себя: инструктаж о последующей деятельности, напоминание о существенных моментах организации эффективной деятельности, инструктаж о грамотной организации самостоятельной работы, стимуляцию мотивации, генерацию интереса, настрой на работу и др.
7. Информационное обеспечение профессиональной деятельности. Умение работать с объемными источниками информации, умение структурировать и разбирать информацию может быть необходимо для эффективного синергизма маркетинга знаний и маркетингового анализа в условиях ограниченной информации: «Человек должен уметь находить необходимую информацию, ее анализировать, обобщать, дополнять, применять и создавать» [5,7].
8. Качественное представление и оформление материала. Некачественное представление материала может понизить качество профессиональной деятельности. Для повышения эффективности работы материал можно предложить подбирать в удобном представлении (он должен быть: легкодоступен, структурирован и т.д.): «Поскольку на внимание влияют эмоции, надо заботиться о возникновении положительных эмоций у студентов. Этому должен способствовать и внешний вид, и содержание учебных материалов» [1,183].
Также определенное влияние оказывают и цветовые характеристики оформления материала: «Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект» [6,216].
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович
Литература
-
Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. – Ростов Н/Д: Феникс, 2000. – 416 с.
-
Выготский, Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6 т. Т.2 : Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский; под. ред. В.В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1982. – 504 с.
-
Голубков, Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. – М. : Финпресс, 1999. – 656 с.
-
Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд., доп. испр. и перераб. – М. : Логос, 2001. – 384 с.
-
Кочетов, А.И. Педагогические технологии: учебное пособие / А.И. Кочетов. – Славянск-на-Кубани, 2000. – 200 с.
-
Психологические тесты : в 2 т. Т. 1. / под. ред. А.А. Карелина. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 312 с. : ил.
-
Сохранов, В.В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования / В.В. Сохранов; под ред. Н.Ф. Радионовой. – Пенза : ПГПУ, 1996 г. – 121 с.
Автор: к.п.н. , магистр психологии Румянцев Сергей Александрович